25 июня 1982 года на больших экранах Канады и США выходит художественный фильм «Бегущий по лезвию». Красивейшая картина, прошедшая через несколько лет препродакшена, производственный ад и конфликты между режиссером и инвесторами, а также режиссером и съемочной группой, впечатлила зрителя атмосферой и невиданным визуалом, но с треском провалилась в прокате. И лишь спустя время «Бегущий по лезвию» будет оценен по достоинству, обретет культовый статус и вместе с произведениями Уильяма Гибсона станет у истоков целого жанра в массовой культуре. Само собой, речь о киберпанке.
Так что, пусть и с небольшим опозданием, предлагаю вспомнить «Бегущего по лезвию», отмечающего сорокалетний юбилей.
О фильме и его создателях
«Бегущий по лезвию» – это уникальная смесь из нео-нуарного детектива, научно-фантастического триллера, антиутопии и киберпанка. Фильм снят по мотивам книги «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филипа К. Дика, вышедшей в 1968 году. И фильм не имеет с литературным первоисточником практически ничего общего.
Впрочем, с произведениями Дика, которые чуть позже начнут экранизировать все, кому не лень, подобное произойдет еще не раз. Достаточно сравнить «Вспомнить все» Верховена, «Крикунов» Дюгея или «Особое мнение» Спилберга с рассказами, по которым они поставлены. Это «Мы вам все припомним» (или «Воспоминания оптом и в розницу», «В глубине памяти», «Из глубин памяти», «Вторая разновидность» (или «Вторая модель») и «Особое мнение» соответственно. Но сейчас не об этом.
За постановку «Бегущего по лезвию» взялся Ридли Скотт, у которого за плечами на тот момент были вполне себе успешные «Дуэлянты» (дебют в большом кино, сразу принесший британцу «Золотую пальмовую ветвь») и, как чуть позже станет известно, отлично показавший себя в прокате «Чужой». Как складывалась дальнейшая карьера режиссера, многие и так знают. Сэр Ридли Скотт выдаст целый ряд потрясающих картин в самых разных жанрах.
Первая версия сценария была написана Хэмптоном Фэнчером задолго до присоединения к проекту британского постановщика. Одним из первых к работе над грядущей картиной присоединился продюсер Майкл Дили. Позже не без вмешательства инвесторов изначальный сценарий будет практически полностью переписан Дэвидом Уэббом Пиплзом. К тому моменту он успел поработать лишь над сюжетом ленты «День после «Тринити», а позже потрудится над скриптами «Леди-ястреба», «Непрощенного», «Солдата» и «12 обезьян».
Оператором фильма стал Джордан Кроненвет, который также работал над «Первой полосой», «Путем Картера» и «Не ищи смысла». А в 1987-м он был номинирован на «Оскар» за «Пегги Сью вышла замуж» Фрэнсиса Форда Копполы. Во многом именно благодаря впечатляющей операторской работе Blade Runner может похвастаться таким впечатляющим визуалом. Но это также заслуга целого штата художников-постановщиков, среди которых особенно стоит выделить Лоуренса Дж. Полла, Сида Мида и Дэвида Л. Снайдера, а еще Майкла Каплана и Чарльза Ноуда, отвечавших за костюмы, и Линду ДеСенну, Лесли МакКарти-Франкенхаймер, Томаса Л. Ройсдена и Пег Каммингс, придумавших и воссоздавших захватывающие дух декорации.
Да и сам Скотт отнесся к работе очень серьезно, всячески мотивировал съемочную группу, просил художников ответственно относиться к каждой мелочи и неоднократно обращался к ним с просьбами внести кое-какие корректировки. К примеру, в интерьере дворца Тайрелла для сцены тестирования Рейчел Ридли попросил перевернуть массивные колонны вверх ногами. Немного офигев от такой затеи, подопечные вместе со строителями выполнили просьбу, попутно снова надраив до блеска мраморный пол. Причем весь процесс занял всего полдня, так что к обеду съемки продолжились.
Также Скотт мог обратиться к осветителям, чтобы те добавили определенного рода бликов на стенах или еще чего. В общем, у режиссера было свое видение, свой какой-то план, которого он придерживался. И именно благодаря этой упоротости вниманию абсолютно ко всему, от масштабных вещей до мельчайших деталей картина и стала настоящим шедевром. Ведь в мир, показанный в ней, окунаешься с головой. И очень быстро начинаешь верить в происходящее вокруг.
А еще прекрасным дополнением к видеоряду стало музыкальное сопровождение, созданное греческим композитором Эвангелосом Одиссеасом Папатанасиу, куда более известным как Vangelis. Это просто нечто!
Синопсис
Далекое будущее. 2019 год. Лос-Анджелес. Человек теперь соседствует с репликантами – продуктами генной инженерии, внешне неотличимыми от обычных людей. Последние поколения андроидов, в частности модель Nexus-6, и вовсе существенно превосходит собственных создателей в интеллекте и физической силе. Репликанты в большинстве своем используются вдали от Земли. Они заняты на опасных работах (освоение далеких солнечных систем, добыча ископаемых на других планетах, военные конфликты) или же используются для развлечения и сексуальных утех.
Подобное отношение устраивает далеко не всех андроидов, из-за чего некоторые из них устраивают бунты и побеги, не желая оставаться рабами. Ради сохранения тотального контроля над искусственными людьми их хозяева и создатели прибегнули к внедрению специальной генетической программы, уничтожающей человекоподобное существо через четыре года после выпуска. За отказывающимися подчиняться или пустившимися в бега репликантами ведут охоту «блейдраннеры», «бегущие по лезвию». Это сотрудники специального подразделения правоохранительных органов, способные уничтожить взбунтовавшихся существ. Причем процесс аннигиляции именуется не убийством, а «отправкой в отставку». Так как внешне отличить репликанта от человека практически невозможно, «бегущие» используют для их выявления специальный тест на эмпатию.
Готовящегося уйти в отставку «блейдраннера» Рика Декарда отзывают из отпуска. Ему предстоит выследить и уничтожить группу сбежавших из колонии и прибывших на Землю репликантов новейшей модели Nexus-6. В напарники Декарду руководство определяет странного и явно неглупого парня Гаффа.
Для начала Рику необходимо выяснить, способны ли репликанты новой серии сопереживать, то есть, обойти тест Войта-Кампфа, тот самый тест на эмпатию. Для этого он пребывает в корпорацию Tyrell, ответственную за выпуск Nexus-6, где общается с главой компании, Элдоном Тайреллом. Тот знакомит Декарда со своей секретаршей Рейчел, на которой, в качестве эксперимента, Рик и должен провести тест.
В то же время сбежавшие репликанты пытаются выяснить, сколько еще времени им отведено до конца жизни. Понимая, что на них уже ведется охота, андроиды не желают мириться с участью жертвы…
Актерский состав
Главные роли в ленте блестяще исполнили:
•теперь уже номинант на «Оскар» Харрисон Форд, уже снявшийся на тот момент в «Звездных войнах» и первом «Индиане Джонсе»;
•теперь уже обладатель «Золотого глобуса» Рутгер Хауэр, знакомый тогда по большей части европейскому зрителю и только начинавший голливудскую карьеру;
•теперь уже двукратная обладательница «Золотой малины» Шон Янг.
А еще в фильме появляются Дэрил Ханна («Убить Билла», «Уолл-стрит», «Спеши любить»), Эдвард Джеймс Олмос («Два ствола», «Триумф духа»), М. Эммет Уолш («Обыкновенные люди», «Достать ножи»), Уильям Сэндерсон («Флэтч», «Клиент»), Брайон Джеймс («Пятый элемент», «Враг мой») и другие знаменитости.
Интересные факты
Скорее всего, вы о них уже знаете, но все же:
•изначально картина задумывалась, как артхаусное камерное кино со скромным бюджетом, события которого по большей части должны происходить в одной комнате, где ведется диалог между «жертвой и охотником»;
•Ридли Скотт на момент начала работы над фильмом не читал «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Позже он подружился с Филипом Диком, хотя писатель и остался недоволен финальной версией фильма. При этом Дик восторженно отзывался о визуале фильма. Когда специально для него устроили показ отснятого материала продолжительностью около десяти минут, он воскликнул, что это потрясающе, все (в частности, мегаполис) выглядело именно так, как он себе и представлял;
•режиссер долгое время отказывался присоединиться к проекту, так как занимался подготовкой к постановке «Дюны»;
•съемки велись в Лос-Анджелесе и Шеппертоне (Великобритания);
•постановщик так скрупулезно относился к работе, что доводил до измождения всех на площадке. В итоге напряженность после нескольких мелких инцидентов вылилась в серьезное противостояние. Персонал стал называть картину «Бегущий по крови» (Blood Runner). А в один прекрасный день группа явилась на съемки в футболках с надписью «Уилл Роджерс никогда не встречал Ридли Скотта», что отсылает к известной фразе Роджерса «Я никогда н встречал человека, который бы мне не понравился». В ответ Ридли пришел на следующий день в футболке с «ответной» надписью, в которой осуждалась ксенофобия;
•продюсеры остались очень недовольны тесовыми показами. Они заставили Скотта вновь заняться монтажом, добавлением закадрового голоса, объясняющего происходящее на экране и изменением ряда сцен. Многие правки режиссеру удалось оспорить, настояв на своем. Но инвесторы все же заставили его изменить открытую и неоднозначную концовку на хеппи-энд. Лишь спустя десять лет на носителях вышла режиссерская версия ленты, которая существенно повлияла на мнение критиков о фильме в лучшую сторону;
•по различным причинам, включая изменившиеся погодные условия, Скотт не мог получить необходимые кадры для финальной части фильма во время досъемок. Создатели обратились с просьбой к Стэнли Кубрику одолжить не вошедшие в его «Сияние». И тот дал свое согласие;
•на пробы Форд явился в шляпе, так как считал ее подходящим для нео-нуарного детектива аксессуаром. Но от нее пришлось отказаться, так как у Скотта и остальных присутствовавших Харрисон в таком образе сразу же ассоциировался с Индианой Джонсом;
• всего было выпущено семь различных версий картины.
На самом деле, писать о «Бегущем по лезвию» можно еще очень и очень долго. А пост и так уже выходит совсем уж длиннопостом. Поэтому предлагаю фанатам ознакомиться с лентой о съемках фильма, которая называется «Опасные дни» и длится более трех часов. В сети она имеется с закадровым переводом. Да и вообще еще много интересных видеоматериалов о работе над картиной имеются в свободном доступе. На одно из таких видео ссылку оставлю в комментариях.
Что в итоге?
Без сомнения, «Бегущий по лезвию» – гениальный фильм. Да, он очень далек от литературного первоисточника и поднимает совсем другие вопросы. Да, он пронизан философскими отсылками и даже не намеками, а прямым текстом указывает на библейские мотивы. Скотт делал подобные вещи в собственных картинах задолго до того как это стало мейнстримом.
Да, лента при бюджете в $28 000 000 в прокате собрала даже меньше данной суммы, а зрители вместе с критиками поначалу попросту не понимали, что они только что посмотрели. Да, у такой масштабной ленты всего две номинации на «Оскар», да и то технические – за визуальные эффекты и декорации. Да, признание придет к ленте лишь спустя годы после выхода, а в списки лучших научно-фантастических фильмов по большей части она попадет уже в XXI столетии. Однако, без сомнения, это гениальный фильм. Давший начало целой медиа-франшизе, которая включает добротную игру, комиксы, отличные анимационные фильмы и качественный сиквел.
Те, кто читает мои посты достаточно давно, в курсе, что я нелестно отзывался о последних работах Скотта. И даже называл его «дедом с окончательно поехавшей кукухой». Понятно, что это оценочное суждение и мое личное мнение. И это вовсе не значит, что я испытываю к сэру Ридли и его творчеству какую-то неприязнь. Что-то подобное имеется, конечно. Только скорее, это не неприязнь, а досадное разочарование, что ряд относительно недавних фильмов человека, от предыдущих работ которого до сих пор приходишь в восторг, уходят куда-то не в ту сторону. И, по сути, это такая детская обидка и старческое брюзжание в одном флаконе. Скотт снимает совсем не то, чего мне хотелось бы, беда-беда. Как говорится, «наши ожидания – это наши проблемы» и точка. А вот «Бегущий по лезвию» навсегда останется шедевром. И ознакомиться с ним обязаны абсолютно все без исключения киноманы.
Приятного просмотра и да пребудет с вами Сила!
P.S. Начиная с 1 мая ежедневно (иногда с небольшой задержкой) я пилю посты о фильмах, вышедших в эту дату в прошлые годы. Найти их или, наоборот, убрать из ленты, можно по тегу Этот день в истории кино.
P.P.S. Спасибо всем подписчикам, которых на момент публикации поста уже 853, за мотивацию делать что-то. Постараюсь и дальше радовать вас. После небольшой паузы возвращаюсь к публикации постов на регулярной основе, разве что непредвиденные обстоятельства вновь позволят вам от меня немного отдохнуть. В общем, начинается неделя воспоминаний хорошего кино, в ближайшие дни количество постов рубрики ЭДВИК будет увеличено вдвое.
ЭДВИК в Telegram.